Российский союз молодых ученыхhttp://spb.rosmu.ru/activity/opinions/47.html (версия для печати) |
09.04.2008
Совмещение научной и преподавательской деятельности: проблемы и перспективыГрецов Андрей Геннадьевич
Проблема совмещения научной и преподавательской деятельности актуальна для многих молодых специалистов, работающих как в системе высшего образования, так и в научных учреждениях. Если для научного работника преподавание, как правило, не является обязательным, то для тех, кто преподает в высшей школе, совмещение данной деятельности с исследованиями фактически предписывается. Раздел "научная работа" входит в индивидуальный план любого преподавателя (и если он останется незаполненным – придется, как минимум, писать объяснительную), о его результативности и целесообразности переизбрания по конкурсу судят, в том числе, и по количеству научных публикаций. А получение научных степеней – практически обязательное условие для карьерного роста в вузе. С позиции психологии труда проведение исследований и преподавание – существенно различающиеся виды деятельности. Научный работник – это, прежде всего, предметно ориентированный специалист, который взаимодействует с информацией. Преподаватель же – специалист социально ориентированный, работающий не столько с информацией как таковой, сколько с теми людьми, которым передает ее. С психологической точки зрения, условия достижения мастерства в этих видах деятельности разные и, в значительной мере, даже взаимоисключающие. Научный работник ориентирован на максимально эффективное выполнение внутренних, интеллектуальных действий, при этом многие их элементы доведены в его сознании до автоматизма. Так, он привычно оперирует научным понятийным аппаратом, даже не задумываясь над тем, как можно было бы определить тот или иной термин, сделав его доступным для "непосвященных". Для него это знание настолько интуитивно понятно и естественно, что можно привести в пример человека, не задумывающегося при ходьбе о том, как именно сделать движение ногой. Преподаватель же, чтобы эффективно учить других, должен уметь представлять действия, в том числе и интеллектуальные, в доступном внешнему восприятию, максимально детализованном и развернутом плане. А это, скорее всего, означает, что он сам не сможет совершать их на уровне автоматизма. Значит, его индивидуальная результативность в той деятельности (в том числе и научной), которой он обучает, окажется заведомо ниже, чем у того, кто сделал акцент именно на достижение собственного мастерства в ней. Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему тот, кто сам достиг выдающихся результатов в науке, редко, наряду с этим, оказывается и результативным преподавателем. А тот, чье мастерство реализовалось в преподавании, будет, скорее всего, не столь совершенен в научном труде. Эти виды деятельности основаны на разных психологических качествах, являющихся в значительной мере взаимоисключающими. Их крайне сложно совмещать в пропорции 50/50. Человек в какой-то момент встает перед выбором: заниматься ли ему преимущественно наукой (что не исключает возможности и преподавания, но не гарантирует мастерства в этой сфере) или же совершенствоваться как педагогу, преподавателю высшей школы (но тогда наука станет периферийной областью деятельности). Это разные пути карьеры, разные варианты построения профессиональной идентичности. Далее мы будем говорить преимущественно о тех случаях, когда человек, который по своей основной деятельности является научным работником, по совместительству занимается и преподаванием, а не о тех вузовских доцентах и профессорах, часть деятельности которых приходится и на научную работу. Отметим, что, несмотря на существенные различия между научной и преподавательской деятельностью, в целом их совмещение целесообразно. И дело не только в том, что студенты в результате получают возможность быть в курсе последних научных достижений, но и в том, что такой опыт весьма полезен для самого исследователя. Ведь преподавание подразумевает необходимость быть в курсе проблематики той или иной области знания в целом, не позволяя следовать классическому высказыванию Козьмы Пруткова "Специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя". Это выступает надежной профилактикой против чрезмерной "зацикленности" на той или иной конкретной теме, что мешает увидеть научные проблемы в более широком контексте и, в конечном итоге, снижает продуктивность исследователя. Кроме того, сам процесс преподавания часто стимулирует к появлению новых научных идей, дает возможность увидеть привычные проблемы в новых ракурсах. В процессе общения со студентами идеи и концепции проходят своего рода "проверку здравым смыслом". По степени их понятности для аудитории и по тому, как она реагирует на различный материал, что за вопросы задает, можно лучше понять степень обоснованности тех или иных положений, заметить спорные и недостаточно проработанные моменты. Наконец, преподавательский опыт обучает исследователей доходчиво излагать свои идеи, дает основательный опыт публичных выступлений, что тоже немаловажно.
Тем не менее, существуют и некоторые проблемы совмещения научной работы с преподаванием, особенно актуальные для молодых ученых:
Таким образом, потенциально весьма перспективное совмещение научной работы и преподавания связано в современной российской реальности с довольно значительным числом проблем. Однако они принципиально вполне решаемы в ближне– и среднесрочной перспективе и по большей части даже не требуют крупных вложений ресурсов. Исключением является, пожалуй, лишь перегрузка аудиторной работой. Для решения этой проблемы требуется пересмотр штатного расписания, объема и содержания учебных поручений, а значит, и существенное дополнительное финансирование. Все остальные проблемы либо носят чисто организационный характер и могут быть в значительной мере решены даже на уровне отдельных кафедр и факультетов (например, учет связанных с графиком научных мероприятий пожеланий к составлению расписания), либо требуют определенных изменений нормативной базы, но не связаны с крупными финансовыми затратами. Решить их вполне возможно и без коренного реформирования системы высшего образования, на уровне конкретных управленческих решений. Для этого требуется понимание сущности имеющихся проблем, а также инициатива. Которую, очевидно, могут и должны обеспечивать в том числе и общественные организации молодежи сферы науки и образования – например, Российский союз молодых ученых. |