Российский союз молодых ученых
Санкт-Петербург
Главная
Об отделении
Деятельность
Информация
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


20:28
18
апреля
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Выступает Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Российского союза молодых ученых Василий Рудь
Выступает Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Российского союза молодых ученых Василий Рудь

Другие материалы

09.04.2008
Совмещение научной и преподавательской деятельности: проблемы и перспективы

20.03.2008
Где делается российская наука?


16.04.2007

Механизмы повышения эффективности воспроизводства научных кадров

Рудь Василий Юрьевич

  • Член Бюро Совета Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • доктор физико-математических наук;
  • профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета;
  • Председатель Совета молодых ученых
    Санкт-Петербургского государственного технического университета.

Выступление состоялось 27 февраля 2007 года на Всероссийской конференции "Возрождение научно-технического потенциала России". В тексте сохранена авторская пунктуация и орфография.

Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса России, обеспечение преемственности научных знаний являются важнейшими государственными задачами.

С начала 1990-х годов и до последнего времени в России этому вопросу не уделялось достаточного внимания. А это, в частности, привело к сокращению численности лиц, занятых в научной сфере, ослаблению интереса молодежи к научной деятельности, оттоку молодых кадров из науки и образования. Негативные тенденции, возникшие вследствие недостаточно продуманной государственной политики, способны уже в обозримом будущем поставить под вопрос существование как сферы науки, так и высокотехнологичного сектора промышленности нашей страны, поэтому сейчас мы должны рассматривать их как реальную угрозу национальной безопасности России.

Анализ результатов различных прогнозных сценариев показывает, что первая декада XXI века окажется критической для российской науки. В этот период продолжится отток высококвалифицированных специалистов старших возрастных групп (свыше 65-70 лет), а приток молодых кадров будет невелик. То есть представителям старшего поколения станет некому передавать свой опыт. Уход специалистов, приступивших к работе в 50-60-е годы и даже в начале 1970-х, может оказаться роковым для отечественной науки и техники. Последствия низкого притока в науку молодежи в 1990-е годы будут сказываться в течение многих десятилетий.

Что же мешает притоку молодых кадров в научную сферу? Основными причинами являются: низкая оплата труда и как следствие сложности с решением жилищного вопроса, отсутствие материальной базы, необходимой для современных научных исследований, неопределенные перспективы профессионального роста, а также низкий престиж в российском обществе занятия научной деятельностью.

По данным Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию в период 1995-2005 гг. численность персонала, занятого исследованиями и разработками в научных организациях Российской Федерации, сократилась на 22,7%, а исследователей – на 24%, то есть почти на четверть. Сокращение численности исследователей произошло по всем отраслям наук, кроме социологии, истории и филологии.

В 2005 году в общем составе исследователей ученую степень кандидата или доктора наук имели 25,2%, в том числе кандидата наук – 19,2%, доктора наук – 6%. Среди исследователей за период с 1977-2005 гг. число докторов наук возросло на 16,5% (с 20153 до 23477 человек), а число кандидатов наук уменьшилось на 15,5% – (с 89856 до 75917 человек).

То есть естественное сокращение произошло за счет низкого притока молодежи в науку.

В 2004 году среди кандидатов наук доля исследователей старше 60 лет составляла 32,6%, а среди докторов наук – 56,2%.

В 2004 году средний возраст исследователей российских организаций, выполняющих исследования и разработки, был равен 47,4 года. Средний возраст исследователей-кандидатов наук – 52,1 года, исследователей-докторов наук – 60,3 года (по данным Росстата).

Получается, что, несмотря на прирост доли исследователей в возрасте до 29 лет (с 9% в 1994 году до 15,4% в 2004 году), в настоящее время доля исследователей до 40 лет составляет не более трети. Меньше всего эта категория молодых ученых представлена в коллективах, занятых разработками и фундаментальными исследованиями. Доля этой категории в научных организациях РАН, других академий и отраслевых НИИ составляет более четверти, в ВУЗах она достигает 30%.

Налицо значительное старение научных кадров, а это – угроза утраты преемственности в отечественной науке.

В последние 10 лет сама престижность научной, инженерной профессии или же преподавания в высшем учебном заведении значительно снизилась, особенно в среде молодежи. Еще совсем недавно на первых местах в опросах о будущей специальности в школе были "профессии" рэкетира и проститутки...

Что теперь? Социологические опросы студентов старших курсов московских вузов показали:
у 58% опрошенных возникают отрицательные ассоциации, связанные с понятием "российская наука";
по мнению 60% опрошенных для выбора выпускниками ВУЗов научной карьеры необходимо повысить оплату труда ученых;
42% считают, что для этого надо поднять престиж науки в обществе.

При опросе студентов МГУ им. М.В. Ломоносова оказалось, что лишь 29% опрошенных хотели бы заниматься наукой, при этом для 55% определяющий фактор при выборе работы – уровень заработной платы.

Это очень нездоровые тенденции, которые усугубляются кадровой проблемой в системе образования и науки.

Еще один негативный фактор – это утечка мозгов. За период 1987-2005 гг. из страны эмигрировали примерно 30 тыс. человек, работавших в отрасли "Наука и научное обслуживание". Это 2,5% от общей численности занятых в России в этой сфере в 2005 г.

Во всех случаях миграции ученых главная проблема – низкая оплата труда и крайне неясная перспектива ее увеличения до уровня, позволяющего достойно обеспечивать себя и свою семью. А это уже фактор экономический.

Еще один важный нелицеприятный факт – низкая эффективность работы отечественных аспирантур и докторантур, несмотря на наблюдаемый с середины 1990-х годов быстрый рост численности аспирантов, производимый как за счет увеличения приема в аспирантуру, так и за счет открытия новых аспирантур, в основном, в университетах. Доля защитивших диссертацию в составе выпускников аспирантуры в ВУЗах колеблется на уровне 30%, а в НИИ – на уровне 20%. И эти цифры, на мой взгляд, искусственно завышены.

Рост численности аспирантов, к сожалению, не сопровождается ростом эффективности аспирантуры.

Интересный факт – количество заявок на гранты Президента для молодых кандидатов наук составляло 1561 в 2005 году и 2314 в 2006 году, в то время как грубая оценка числа молодых кандидатов наук дает величину порядка 100 тысяч человек. Следовательно всего несколько процентов молодых кандидатов наук реально работают в российской научно-образовательной сфере. Вы только задумайтесь над этими выводами!

Итак, приведенные выше цифры и заключения позволяют еще раз повторить фразу, сказанную вначале доклада: негативные тенденции, возникшие вследствие недостаточно продуманной государственной политики, способны уже в обозримом будущем поставить под вопрос существование сферы науки и высокотехнологичного сектора промышленности нашей страны, поэтому они должны рассматриваться как реальная угроза национальной безопасности России.

На мой взгляд, нам необходимо говорить о том, что должна быть изменена сама государственная политика в отношении воспитания молодежи. Не воспитания молодежи вообще, а именно той, которая пошла в ВУЗ, которая из вуза должна выйти профессионально подготовленной и способной решать самые серьезные задачи.

В этой связи надо говорить о выводе на передний план государственной политики в сфере науки. И эта политика должна рассматривать сегодня, в первую очередь, проблему воспроизводства научных кадров.

То есть одной из основных государственных задач, направленных на решение вышеназванных проблем, должна стать реализация комплекса мер, направленных на повсеместное привлечение и закрепление талантливой молодежи в сфере науки и высшего образования.

Серьезные шаги в этом направлении уже предпринимаются, например, в соответствии с поручениями Президента России Владимира Путина в настоящее время ведется работа над Федеральной целевой программой "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2008-2012 годы, функционируют другие программы, предусматривающие грантовую поддержку молодых ученых. Но этого мало, уважаемые коллеги! Предпринимаемые меры представляются недостаточными. Для постепенного решения имеющихся проблем в области воспроизводства кадров научной сферы, помимо принятия вышеназванной Федеральной целевой программы, целесообразно рассмотреть вопросы государственной молодежной политики в сфере науки и образования и, возможно, отобразить ее в соответствующих законодательных актах.

Обратите внимание, сейчас страна находится в так называемой "демографической яме", из-за чего практически все выпускники школ становятся студентами. Однако мало кто говорит о том, что в сложившихся условиях демографической ямы основной акцент всей молодежной политики должен быть перенесен на молодежь ВУЗов как основную выпускающую воспитательную ячейку государственного образования. И я позволю себе повториться еще раз: если мы хотим, чтобы наша Родина была на передовых рубежах науки, высокотехнологичного производства – на данном историческом этапе необходимо признать вопросы государственной молодежной политики в сфере науки и образования первоочередными. Также это важно для повышения общего образовательного и культурного уровня народонаселения нашей страны.

И в эти слова о совершенно новой молодежной политике для образования и науки мы вкладываем особенный смысл. Сейчас молодежная политика практически везде проявляет развлекательный характер (дискотеки, КВН, и так далее). На развлечения масс выделяется значительная доля государственных средств, а на научно-образовательные мероприятия идут крохи. Необходимо перейти от развлекательной к воспитательной молодежной политике! Только в этом случае мы на выходе получим серьезный уровень инженеров и ученых.

Итак, предлагаемая нами новая государственная молодежная политика должна осуществляться на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Необходимо создать эффективные механизмы координации государственных организаций и учреждений, работающих в этой области, а также различных общественных объединений российских ученых и представителей зарубежной российской научной диаспоры.

Особое и важное место в этой деятельности может занять Общероссийская общественная организация "Российский союз молодых ученых", имеющая свои региональные отделения в 58 субъектах Российской Федерации.

Только в этом случае мы можем надеяться, что общими усилиями государства, молодежи, руководителей университетов и научных организаций получится преодолеть тревожную тенденцию в сфере воспроизводства научных кадров.

« к началу страницы